Накорякова Ангелина Николаевна

«История моего села»

Подведение итогов работы в краеведческом кружке о истории родного села

Голосуем

«История моего села»

Живу я в глубине России, в Пермском крае. Я и мои предки-коренные жители села Петропавловск. Пока была маленькой, всегда любовалась прелестью нашей уральской природы: прозрачной речкой, лесами с разными породами деревьев, цветистыми лугами. Когда подросла, как-то летом принимала участие в работе краеведческого кружка. То, что я там узнала, ошеломило меня: оказывается я ничего не знала о своём селе, а ведь у него богатая история.  И с того времени стала интересоваться, какое оно, моё село, когда оно появилось, как развивалось??

Село образовалось в 1680 году. Так как оно находилось при устье речки Маш, то первоначально называлось Усть-Маш. В 1840-х годах было построено деревянное здание церкви с одним престолом «Во имя первоверховных апостолов Петра и Павла». В отчёте Мостовского священника за 1851 год указано: «В селе Усть-Машинском имелась Петропавловская церковь». На церковь были возложены некоторые функции государства:

  1. Запись актов гражданского состояния.
  2. Воспитания народа в духе послушания.
  3. Тщательное наблюдение за политической благонадёжностью и действиями граждан.
  4. Обучение детей в школе.

     По названию престола церкви село стали именовать Петропавловским. Церковь долго стояла на берегу реки, у оврага, но однажды во время большого наводнения её смыло. В 1909 году в Петропавловске было построено временное деревянное здание церкви с колокольней на четырёх столбах. В этом же году церковь была освящена. Но в 1932 году церковь сгорела вместе с частью домов, во время большого пожара. У третьей церкви построили только фундамент, но после укрепления Советской власти строительство «заморозили».

После реформы 1861 года истинными хозяевами оставались дворяне и церковнослужители.

В середине XIX века село являлось центром Петропавловской волости. Она образовалась в 1781 году. Управление волостью осложнялось наличием в ней большого количества мелких селений, разбросанных среди дремучих лесов, и отсутствием чётко обозначенной на местности административной границы с Сарсинской волостью Уфимской губернии. На территории волости находилось 12 сельских обществ: Петропавловское, Мало-Сарсинское, Болыше-Сарсинское, Ярушинское, Седяшское, Мартьяновское, Тавдинское, Адилевское, Уваряжское, Танинское, Усть-Саваровское и Кунгаковское. Население волости (в то время считали только мужские души) составляло: государственных крестьян - 481, государственных татар - 544, государственных черемис (марийцев) - 72. В Петропавловское общество входило село Петропавловское (64 двора, 305 жителей, волостное правление, сельское училище, хлебный магазин, 3 мельницы) и деревня Тига (14 дворов, 80 жителей). Земля и крестьяне здесь были государственными.

Удобно и сытно жилось в селе купцам и духовенству. Они имели пивные и винные лавки, в селе их было 11. А деревенская беднота была вынуждена батрачить на богатеев, получая считанные копейки в буквальном смысле этого слова. В 1875 приходилось в среднем на каждый двор жителей Петропавловской волости по 3,5 головы лошадей. На 1 августа нищие составляли в Петропавловской волости 4,5 % от всех жителей. В 1875 году работник с лошадью получал за день работы 30 копеек, без лошади - 15 копеек. На уборке хлеба платили работнику с лошадью за день 80 копеек, пешему - до 50 копеек, а женщине - 30 копеек. Занятие земледелием не обеспечивало необходимого минимума для существования, поэтому многим семьям приходилось заниматься различными кустарными промыслами: гнули обода, плели верёвки из конопли, делали кули и мочало из липы.

Оказывается, в нашем крае была широко развита охота на зверей. В 1893 году на территориях Алмазской, Енопаевской, Петропавловской, Богородской и Алтынновской волостей охотниками было убито 3 волка, 8 лисиц, 52 куницы, 1480 белок, 1235 зайцев, 6820 рябчиков и 595 тетеревов.

Население нашего села занималось пчеловодством, выделкой кож, обработкой льна и земледелием.

 Некоторые из бедняков, кто имел лошадей, обязаны были перевозить почту. Плата за версту проезда на почтовых лошадях в 1888 году равнялась на станции Петропавловской: за тройку - 7 копеек. В конце 80 годов XX века стали появляться пожарные машины на конских повозках, приводимые в действие с помощью ручного насоса. В 1888 году такая машина появилась и в Петропавловской волости, на 649 дворов.

Кроме развития сельского хозяйства, также стало уделяться внимание на образование народа. С 1842 года при церкви было открыто церковно-приходское училище, где детей бедняков обучали грамоте и верованию в бога. В 1860 году в училище обучались 3 мальчика и 2 девочки. В 1875 году в селе Петропавловск открыли сельское одноклассное приходское народное училище. Оно размещалось в холодном деревянном доме, мебель грубая, не крашена. Была только классная комната и учительская. Для учащихся из отдалённых деревень создали общежитие (спали на полу, нарах и полатях) и баня, но стирать бельё ученики носили домой.

Правительство заботилось и о здоровье населения. В 1886 году был открыт на территории Петропавловской волости врачебный участок, который обслуживали работники из Богородска. Стационарные больные платили за каждые сутки лечения по 80 копеек, амбулаторные - по 28 копеек. Выписка врачом рецепта обходилась больному 5,5 копеек, а фельдшером - 3 копейки. С январе 1904 года фельдшером Петропавловского участка работал Сенатырев, получавший в месяц 32 рубля.

           Большим событием для населения Петропавловской волости стало открытие бесплатной народной библиотеки. Она открылась в 1901 году в Петропавловском народном училище по завещанию книгоиздателя Ф.Ф.Павленкова. Библиотека располагалась в помещении одноклассного земского училища. Книги выдавали супруги Ершовы, Василий Семёнович и Татьяна Дмитриевна, они были учителями. До них работала Екатерина Виссарионовна (фамилию очевидцы не помнят). Помнят, что была в училище библиотека, книги находились в большом шкафу. Пользовались книгами учащиеся, их было около 100 человек. Так же за книгами приходили и взрослые.  Книг было очень много - около 1000, они выдавались по субботам, на выходные. Таким же событием было появление в 1913 в Петропавловске телефонной станции. Телефонисткой работала Дурасова. Жалование телефонистов в среднем было от 8 рублей 20 копеек до 9 рублей 40 копеек.

Село росло и богатело с каждым годом и уже в конце XIX века в Петропавловске проживало 860 человек, в хозяйствах они держали 460 лошадей, 776 коров, 560 овец и 193 свиньи.    

Но пришли страшные времена: началась Гражданская война. В 1918 году село Петропавловское являлось «цитаделью» белогвардейцев. Штаб карательного отряда под предводительством бывшего офицера царской армии Батурина располагался в здании одноклассного училища. Белогвардейцы бесчинствовали в селе. Сюда из соседних волостей свозились арестованные активисты комбедов, красногвардейцы, большевики и сочувствующие им. Контрразведка располагалась в подвале волостной управы. Здесь над ними вершился скорый суд, расстрелы проводились за селом на горе. Многих закапывали в могилы живыми. Печальным итогом белого террора, царившего в Петропавловском, стали 19 братских могил с сотней трупов казнённых.

Банды орудовали весной - летом 1918 года. В Бирском и Красноуфимском уездах, в 23 волостях, в том числе и в Петропавловском. Большинство красных отрядов «родившихся» на территории соседних волостей постепенно влились в Тюинский отряд, которым командовал Шорохов, позднее П.И.Деткин. В конце августа 1918 года фронт проходил примерно по линии Петропавловское, Леун, Тюйное озеро, Карманово, Никола-Березовка. Линия фронта неимоверно растянулась. На один километр приходилось не более 20 бойцов. Власть менялась очень часто. Когда белые узнавали, что красные приближаются, они отступали. Красные ехали обозом, вперёд шла разведка. У них были белые ленты, как у белых для маскировки. Красные легко разговаривали с людьми, делились пайком, а сельчане топили им бани, ставили самовары, пекли хлеб. Если не было муки, красные конфисковали её у кулаков. Народ сразу понял, что красные лучше, что советская власть за народ. Поэтому беднота стала организовываться в колхозы, но не все были этому рады. Некоторые местные кулаки уходили к белым. Белые лютовали. Они били бедноту тех, кто был за красных. На коленях заставляли заползать на гору и для себя копать ямы, а потом их расстреливали.

Ныне в окрестностях села установлено два памятника на могилах жертв Гражданской войны. Первый из них был поставлен в 1956 году на могиле расстрелянных рабочих из Сарсинского Завода. Фамилии некоторых удалось установить: Огнев Фёдор Иванович, Королёв Алексей Фёдорович, Бобров Григорий Тимофеевич, Жарков Александр Тимофеевич, Белоусов Иван Михеевич, Штукатуров Николай Павлович. Второй памятник установили на могиле, в которой были захоронены 72 человека.

 В конце 1920-х годов, когда началась коллективизация, люди охотно вступали в колхоз. Образовался колхоз «Пятилетка» в Петропавловске. Первой вступала беднота: Ташкина М.И.,Устюгова Е.Т., Колпакова П.Г., Судакова Д., Дульцев И.И., Туголукова, Посохин и другие. В 1928 году была организованна коммуна, всего в неё входило 11 дворов.

В 1932 году в селе был пожар, много строений сгорело, но здание земской школы сохранилось. В 1931 году школа преобразовалась в семилетнюю, директором которой был Некрасов Николай Павлович. Уважаемый не только учениками, но и жителями села, человек. В 1934 году был первый выпуск, 9 учеников. В 40-х годах XX столетия построили новое большое и светлое здание школы с интернатом. В 1981 году школе присвоили статус средней школы. В 1983 году выпущены первые 37 выпускников, окончивших десятилетку. В январе 1985 года здание школы сгорело, и ученики вынуждены были учиться в здании интерната. В 1987 году за счёт средств колхоза было построено двухэтажное каменное здание средней школы, которая носит имя Ф.С.Королькова. Директором школы был Владимир Михайлович Змеев. Около школы находятся два памятника: борцам революции 1917 года и воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Большое внимание в с. Петропавловск уделялось культуре. Был построен первый клуб. Здание было деревянное со зрительным залом, где стояли деревянные диваны для сидений, сцена, отопление было печное. Работники были случайные люди, иногда в год по 4 человека сменялось. В 1973 году клуб перешёл в новое здание, были тут комнаты для работы кружков, библиотека. Дом культуры стал настоящим культурным центром седа, регулярно демонстрировались кинофильмы, целевой показ сельхозфилъмов, приезжали с концертами профессиональные артисты. Фонд библиотеки достиг ли тысяч экземпляров книг, читателей 500 человек. Далее сельскую библиотеку соединили со школьной, и фонд общей библиотеки стал около пятнадцати тысяч экземпляров. Работа проводилась совместно со школой, ежедневный охват учащихся книгой 100%.

Можно очень долго ещё рассказывать о моём родном селе: о героической борьбе моих односельчан во время Великой Отечественной войны, о  беспримерной деятельности тружеников тыла, о том, как сейчас живёт моя малая родина…. Есть у меня много желания и возможностей глубже изучить историю моего села, и я надеюсь, что все жители Петропавловска и будущие поколения будут знать, изучать и гордиться ею.